Вопросы

Существует ли в России единая структура и перечень нормативно-технических документов, регулирующих деятельность в области обеспечения сейсмической безопасности?

Каким образом формируется план Минстроя России по разработке сводов правил?

Каковы цели, задачи и функции Межведомственного совета по сейсмологии и сейсмостойкому строительству? Как попасть в его состав?

Чем отличаются между собой карты общего сейсмического районирования ОСР-97, ОСР-2015 и ОСР-2016? Какими из этих карт в настоящий момент следует руководствоваться при проектировании объектов?

В каком состоянии находится разработка свода правил СП «Здания сейсмостойкие и сейсмоизолированные. Правила проектирования», разработка которого была начата еще в 2013 году, когда существовал Минрегион России?      

Почему п. 5.2 (5.2.2) СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах» не включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1551 от 26 декабря 2014 года?    

Просим разъяснить путаницу, возникшую в связи с наличием одновременно действующих СП 14.13330.2014, редакции этого СП 2016 года и одновременно карт ОСР-97, ОСР-2015 и ОСР-2016?

Какие объекты следует относить к объектам повышенного уровня ответственности для проектирования в сейсмических районах с применением карты ОСР-В и ОСР-С?

Как связаны между собой понятия «аварийная расчётная ситуация» Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и МРЗ, понятие которого установлено в СП 14.13330.2014? 

В журнале «Сейсмостойкое строительство» описаны испытания каркаса КУПАСС в Томске. Просим в рамках форума рассказать о динамических испытаниях данной конструкции более подробно.

В СП 14.13330.2014 были включены положения, фактически не допускающие применение в сейсмических районах сборно-монолитного каркаса системы КУБ, которыми застроено значительная часть страны и бывших стран СНГ. Чем обоснованы такие положения?

В интернете имеется много статей об испытаниях фасадных систем и светопрозрачных конструкций, согласно информации из которых  почти все производители таких конструкций провели динамические испытания и получили хорошие показатели сейсмостойкости этих систем, несмотря на то, что они все имеют различия в материалах и креплениях. Вопрос к участникам форума – есть ли обобщенный материал по данной теме и куда следует обращаться, чтобы получить разъяснения по вопросам сейсмостойкости фасадов конкретных производителей для принятия решений об их применении?    

В рамках Евразийского экономического союза предусмотрено для стран-членов применение единых стандартов. В связи с этим имеются вопросы. Просим пояснить, чем принципиально отличаются нормы Армении, России, Казахстана, Киргизии? И что делается в настоящий момент для их гармонизации? Когда профессиональному сообществу ждать выхода единых норм в области сейсмостойкого строительства?

Имеется ли в стране государственный научный центр, в полномочия которого входили бы задачи по формированию научно-технической политики в области обеспечения сейсмической безопасности? Если нет, то почему Минстрой России такой центр не формирует?

При возникновении вопросов по сейсмостойкости зданий специалисты госэкспертиз направляют заявителей в Центр сейсмостойкости ЦНИИСК Им. В.А. Кучеренко. Просим разъяснить полномочия данного центра как ведущей научной организации Минстроя России?

В настоящий момент активно продвигается строительство зданий из тонкостенных гнутых стальных профилей. Кем и когда проводились динамические расчеты таких систем? У кого из участников форума можно ли получить развернутый комментарий по данной теме?

При обращении в ЦНИИСК как головной организации по вопросам проектирования зданий в сейсмических районах приходится заключать договор с ними для разработки специальных технических условий (СТУ) и включать в них требования по разработке сейсмоизоляции, что очень дорого. Вопросы: Кто кроме этой организации уполномочен давать консультации по вопросам о необходимости разработки СТУ? Чем обоснована необходимость обязательного включения в СТУ требований по использованию сейсмоизоляции, даже, например, для таких зданий как трехэтажная школа в металлическом каркасе или аэропорты? Почему нельзя обобщить опыт разработки и применения СТУ и выпустить какое-либо пособие для проектировщиков по этой теме?

Какой исчерпывающий перечень работ должен выполняться при проектировании объектов, не соответствующих требованиям по высоте, другим объемно-планировочным решениям, в том числе уникальных зданий? Кто имеет право выполнять научно-техническое сопровождение? Какими документами при этом следует руководствоваться? Как оформлять результаты?

Имеется ли в стране опыт экспертизы для систематизации типовых ошибок при проектировании зданий и сооружений в сейсмических районах?  Если нет, то почему Минстрой России и Главгосэкпертиза РФ не занимаются этим?

Проводится ли какая-либо работа в создании единой системы оценки соответствия и экспертизы проектной документации на объекты в сейсмических районах?

Кому из специалистов – участников форума можно адресовать вопрос, чтобы получить ответ о законности применения методики испытаний огнестойкости конструкций, которая применяется в ЦНИИСК и описана в стандарте этой организации?     

Согласно п. 4.4 СП 14.13330.2014 сейсмичность площадки строительства объектов, использующих карту А, при отсутствии данных СМР допускается предварительно определять по таблице 1*. Что подразумевается под термином «предварительно»? Означает ли, что для указанных объектов необходимо выполнять СМР?

В главе 1 «Область применения» СП 15.13330.2012 указано, что данный нормативный документ не применяется в частности в сейсмических районах строительства. При этом все расчетные положения, прочностные и деформационные характеристики, расчетные сопротивления, а также конструктивные требования к каменным и армокаменным конструкциям содержатся именно в этом документе. Значит ли это, что при проектировании каменных и армокаменных конструкций в сейсмических районах строительства во исполнение требований части 8 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» необходима разработка и согласование СТУ, поскольку положений СП 14.13330.2014 не достаточно?

Согласно пункта 5.1.2 СП 63.13330.2012 прочностные расчеты железобетонных конструкции в предположении их упругой работы являются предварительными и должны корректироваться с учетом физической нелинейности на основе данных экспериментальных исследований, нелинейного моделирования, результатов расчета аналогичных объектов и экспертных оценок. Каким образом возможно оценить корректность строительных расчетов при проведении экспертизы проектной документации, если экспериментальные данные отсутствуют, либо весьма скудны (отдельные противоречивые статьи), возможность учета физической нелинейности материалов и грунтов в применяемых программных комплексах также отсутствует, а расчетную аналогию провести невозможно?

Существует ли понятный и адаптированный к реальному применению алгоритм расчета железобетонных и стальных конструкций зданий и сооружений на сейсмические воздействия уровня «МРЗ»? Какие параметры должны контролироваться при таком расчете и как? Если алгоритма не существует, то какие отдельные статьи и публикации на эту тему можно порекомендовать расчетчику?